Главная О предприятии

История и пути развития завода

E-mail Печать PDF

ОАО Могилевкий завод «Строммашина»В 1913 году товарищество братьев Мазья и Аранзон открыли в Могилеве по Днепровскому проспекту меднолитейное и механическое предприятие. Товарищество бралось за устройство мельниц, маслобойных и винокуренных заводов, продажу населению плугов, топоров, и т.д.

В 1920 году завод был национализирован и занимался ремонтом автомобилей, походных кухонь, изготовлением военных повозок.

В 1921 году начал выпуск плугов, борон, запасных частей для сельхозмашин.

В 1926 году освоил выпуск ручных молотилок, силосорезок, конных приводов, веялок, весов. Завод продолжал строиться.

В 1941 году завод, демонтировав оборудование, был эвакуирован вглубь страны.

В 1946 году началось восстановление завода, и он был передан в ведение Министерства строительного и дорожного машиностроения. С тех пор он получил новое название «Строммашина». Завод должен был выпускать машины для индустрии строительных материалов. 30-го октября 1946 года был собран первый пресс для производства шлакового кирпича. Именно с него начались автоматизированные высокопроизводительные поточные линии, выпускаемые заводом.

В 1950 году завод получил новые задания, которые потребовали расширения завода. Вновь строящиеся корпуса оснащались современным оборудованием. Быстро возросла номенклатура выпускаемых заводом машин и линий. Это линии по выпуску кровельного волнистого шифера, пресса и оборудование для изготовления кирпича, оборудование для тонкой керамики, агрегаты для выпуска мягких кровельных материалов (толь, рубероид и т.д.). Новым словом в машиностроении для строительной индустрии было создание автоматизированной линии для производства асбестоцементных труб. Впервые в мировой практике машиностроения была изготовлена автоматизированная линия для безпрокладочного производства асбестоцементных листов СМ 898, производительностью 6–8 тыс. штук условных плиток в час. Машины с маркой завода шли в Венгрию, Болгарию, Польшу, Индию, Иран, Турцию, во Францию, Италию, Индонезию.

В 1962 году заводу были переданы территория и цеха завода «Электродвигатель». По новому плану реконструкции были введены в строй цех металлоконструкций, инженерный корпус, крупнейший сборочно-малярный цех. Произошли изменения в производстве.

В 1962–65 гг. завод освоил и начал серийный выпуск грузовых и совершенно новой модели пассажирских лифтов грузоподъемностью 350–500 кг.

С 1965 по 1974 год, вплоть до образования Могилевского лифтостроительного завода, выпуск лифтов составлял половину общего объема производства «Строммашина», в год выпускалось 3400 лифтов.

После снятия лифтов с производства завод увеличил выпуск оборудования для производства асбестоцементного шифера, асбестоцементных труб, керамических изделий, рулонно-кровельных и гидроизоляционных материалов, армированного стеклохолста и других машин. Ежегодно изготавливалось до 150 наименований машин и автоматизированных линий. Заводом освоено производство около 600 наименований машин, которые периодически выпускаются по заказам промышленных предприятий страны и зарубежных государств. Изделия завода неоднократно были представлены на выставках в Москве, Познани, Лагосе, Загребе. Неоднократно отмечались свидетельствами и медалями.

С 1980 г. были освоены автоматизированные линии по:

  • производству кирпича СМК 350, производительностью 75 млн. шт. в год;
  • производству асбестоцементных волнистых листов типа СВ-40-175А, СМА 170, производительностью 7937 плиток в час; СМА 365 — производительностью 6217 плиток в час;
  • комплекс оборудования для 4-х метровых асбестоцементных труб СМА 256.

Сегодня «Строммашина» — современное, оснащенное уникальным оборудованием, многопрофильное машиностроительное предприятие, специализирующееся на выпуске технологических линий и отдельного оборудования для производства строительных материалов, железобетонных шпал, башенных кранов, нефтедобывающего, горно-шахтного оборудования, тюбингов чугунных, а также товаров народного потребления.

В конце 90-х годов руководством завода был взят курс на освоение видов изделий, в том числе для нетрадиционных для завода отраслей промышленности, переспециализацию производства, на изготовление импортозамещающей продукции, на расширение связей с проектными и научными организациями. Как показало время, это решение оказалось правильным, что позволило сохранить заводу высококвалифицированные кадры, технический потенциал.

С 1998 г. завод приступил к серийному выпуску вибрационного пресса М32-002 для производства тротуарной плитки, бортовых и стеновых камней. На базе вибропресса разработана технологическая линия с заготовительным отделением, и комплект механизации для обеспечения механизации процесса съема и складирования поддонов с готовыми изделиями.

Пресс вибрационный М32-002 стал лауреатом Республиканских конкурсов «100 лучших товаров Республики Беларусь», «100 лучших товаров на рынке России».

В результате принимаемых мер по освоению новых изделий в короткие сроки была освоена и запущена в серийное производство технологическая линия для производства железобетонных, предварительно напряженных шпал для главных магистральных путей, а также брусьев стрелочных переводов. При непосредственном участии завода проводилась модернизация и реконструкция действующих предприятий по изготовлению железобетонных шпал и созданию новых производств. Грамотная маркетинговая политика, высокое качество выпускаемой продукции позволили завоевать лидерство в СНГ по изготовлению шпального оборудования.

В 2002 году освоено изготовление более сложных форм для изготовления шпал с принципиально новым анкерным скреплением — АРС. Завод выполнил заказ, разработав конструкторскую документацию, изготовив и поставив на Горновский завод ЖБШ, Новосибирской области, оборудование для производства универсальных 3-х колейных шпал, которые позволят провести модернизацию Сахалинской железной дороги с узкой на стандартную.

Завод изготовил и поставил в Монголию 90 новых 8-ми местных форм под скрепление АРС, а также набор специально доработанного оборудования под эти формы в количестве 23 единиц общей массой 437 тонн.

В 2003 г. совместно с итальянской фирмой «OLMI» заводом были изготовлены 450 форм и часть оборудования с технологией производства шпал со стержневой арматурой. Это линия будущего, т.к. на тех же площадях в два раза возрастает производительность.

География поставок оборудования для производства железобетонных шпал обширна; от севера (Чудово), юга (Краснодарский край), от запада (Микашевичи) до востока (Хабаровск).

Завод имеет международный и российский сертификаты соответствия требованиям международного стандарта ИСО 9001:2000.

В 2004 году завод освоил выпуск чугунных тюбингов для крепления шахтных стволов. Для Краснослободского рудника РУП «ПО «Беларуськалий» была изготовлена тюбинговая крепь общим весом 10000 тонн. Этому предшествовала большая работа по подготовке производства, изготовлению модельной оснастки, опок, приспособлений, инструмента, реконструкции литейного производства. В настоящее время ведется поставка тюбингов и деталей крепления для шахтных стволов для нового Березовского рудника.

В 2005 году освоено производство, а в 2006–2007 гг. производилась активная поставка чугунных тюбинговых колец для строительства новых линий Московского метрополитена диаметром 5,5; 9,5; 9,8 м.

Новым этапом сотрудничества с РУП ПО «Беларуськалий» явилось изготовление уникального шагающего отвалообразователя ОШ 1600/110, предназначенного для приема и транспортирования на отвалы мягких вскрышных пород. Конструктивно отвалообразователь выполнен в виде ленточного транспортера длиной 150 м, высотой 36 м и общей массой 590 т. В настоящее время оборудование смонтировано и успешно эксплуатируется. В 2008 году начато изготовление новой модели ОШ 1200/110 с более высокими техническими характеристиками по сравнению с ранее изготовленным.

Завод неоднократно выигрывал тендеры (в связи с приемлемым соотношением цена — качество) и поставлял запчасти для проходческого кобайна ПК-8М и другого оборудования. Освоено изготовление 17 видов барабанов диаметром от 400 до 1500 мм для различных типов конвейеров, 3 вида редукторов повышенной сложности, ковшей с цепями из нержавеющей стали и многое другое.

Завод успешно сотрудничает с ПО «Беларусьнефть». Начинали с производства запасных частей, а C 2003 года изготовлен первый образец привода штангового глубинного насоса ПШГНТ. Он успешно прошел эксплуатационные испытания и с 2003 года запущен в серийное производство привод штангового глубинного насоса ПШГНТ, проводятся работы по освоению более мощных новых типоразмеров приводов типа «Вулкан», ведется разработка привода штанговых насосов ПШГНТ-10-3-5500.

В 2005 году в состав завода вошло РУП НТЦ «Строммаш» с выполнением проектных работ по созданию нового поколения оборудования для производства стеновых керамических материалов мощностью от 10 до 100 млн. шт. условного кирпича в год. Изготовителем основного оборудования комплекса является завод «Строммашина». Оборудование поставлялось в Россию, Казахстан. В Республике Беларусь данное оборудование применено на построенном в 2008 году по инициативе Президента РБ А.Г. Лукашенко Лоевском кирпичном заводе.

В перспективе — освоение полностью автоматизированных линий для производства кирпича методом пластического формования производительностью 20, 30, 40, 50 млн. шт. кирпича в год.

В последние годы заводом освоено автоматизированное оборудование для производства керамического кирпича методом полусухого формования на базе пресса СМ1085В. На базе этого оборудования возможно создание заводов любой мощности кратной 10 млн. шт./год. Заводом изготовлено и поставлено данное оборудование для пяти кирпичных заводов в России.

Сегодня без башенных кранов не может обойтись ни одна стройка. Но их парк стремительно стареет. На сегодняшний день износ парка башенных кранов в целом по республике составляет более 80 процентов. Согласно подготовленной министерством архитектуры и строительства РБ «Государственной комплексной программы развития материально-технической базы строительных организаций на 2006–2010 гг.» предусмотрена полная замена 732 из 1211 башенных кранов. Импорт машин для строительной отрасли не может считаться единственным выходом из создавшейся ситуации. В связи с этим Минстройархитектуры РБ предложило ряду промышленных предприятий рассмотреть возможность изготовления башенных кранов, а также запасных частей для кранов, находящихся в эксплуатации. Изучив документацию, специалистами завода было заявлено, что «Строммашина» при наличии уникального высокотехнологичного оборудования, квалифицированных кадров, большого опыта производства машин и механизмов в состоянии выпускать башенные краны. В кратчайшие сроки на заводе проведена технологическая подготовка производства, получены лицензия на право проектирования и изготовления и Разрешение № 11-057-2006 Проматомнадзора МЧС РБ на право изготовления крана башенного КБМ-401П.

Мобильный самомонтирующийся башенный кран КБМ-401П предназначен для механизации подъемно-транспортных работ при возведении жилых, гражданских и промышленных зданий и сооружений различной этажности с элементами строительных конструкций массой до 10 тонн.

В кране применены оригинальные системы управления механизмами с широким использованием современных покупных изделий, в том числе импортных. Система управления крана комплексная, выполняет функции требований безопасности, регистратора параметров и устройства координатной защиты зон работы кранов.

Передвижной полноповоротный башенный кран оснащен унифицированными механизмами, монтируется и демонтируется при помощи собственных механизмов и автокрана грузоподъемностью 8 тонн, перевозится в собранном виде на подкатных тележках.

Первый белорусский башенный кран был собран в сентябре 2006 года, а уже сегодня на стройках республики эксплуатируются более 200 кранов. С каждым годом завод наращивает объемы выпуска башенных кранов, ведется освоение новых моделей с учетом потребностей строительной отрасли.

На протяжении последних двух лет заводом освоен выпуск совершенно нового комплекса оборудования, включая гидропресс, для производства пазогребневых гипсовых плит. Данное оборудование внедрено на ОАО «БелГИПС», г. Минск а также поставлено на ряд предприятий Российской Федерации.

По программе «Энергосбережение» освоено производство дробилок древесных отходов ДДО. Их использование позволяет снизить расходы на перевозку древесных отходов, которые используются в виде топлива. Дробилка агрегатируется как навесное оборудование с тракторами «Беларусь».

Совместно с белорусско-российско-чешским предприятием «Экосфера-М» освоено оборудование для производства топливных брикетов из осадков иловых отходов, лигнина.

Завод выпускает также широкую гамму замочно-скобяных изделий (замки врезные, накладные, висячие, устройства запирающие кодовые, защелки, завертки, петли, скобы, доводчики дверные), малогабаритные станки (сверлильные, заточные, токарные), потребительские товары (печное литье, насосы ножные, дрели, тиски, доски гладильные, секаторы), кемпинговую мебель.

Завод тесно сотрудничает с проектными и научно-исследовательскими организациями Белоруссии, России, Украины. Это позволяет постоянно совершенствовать уже выпускаемое оборудование, а также разрабатывать новые виды продукции, соответствующие лучшим мировым образцам.

Подтверждением высокого качества и надежности выпускаемого оборудования является созданная и сертифицированная система менеджмента качества на соответствие требованиям международного стандарта ИСО 9001-2008, СТБ ISO 9001-2009, ГОСТ ISO 9001-2011

За высокое качество выпускаемой продукции заводу присужден и вручен Диплом лауреата Премии Правительства Республики Беларусь за достижения в области качества.

РПУП «Могилевский завод «Строммашина» путем смену формы собственности преобразован в открытое акционерное общество «Могилевский завод «Строммашина».

Обновлено 04.12.2014 12:38